Уважаемый Владимир Дмитриевич! В предвыборную кампанию 2016 года я обращалась к Вам с просьбой о помощи дистанционным педагогам Мордовии, работающим с больными детьми. Проблема была оперативно решена. Хочу поблагодарить Вас за оказанную поддержку дистанционным учителям! Они — великие труженики с большим добрым сердцем! Дистанционный урок требует колоссальной подготовки и знаний особых технологий, а работа с детьми-инвалидами, их обучение — это еще и особый дар! В воспитании и образовании таких деток бывает все: и слезы, когда видишь, что ребенок в силу своих физиологических особенностей не может справиться с заданием, и радость, когда он превозмогает боль и усталость, и у него все получается! Особенно приятно встретить своего успешного особого ученика, который с гордостью рассказывает о своих достижениях. А каким счастьем сияют глаза мам, получающих грамоты, сертификаты, дипломы, благодарности от специалистов отдела дистанционного образования Центра мониторинга и оценки качества образования, которые адресованы их детям!
Спасибо за помощь и поддержку этого направления!
С глубоким уважением, методист, дистанционный педагог Регина Александровна Милешина.
Тем, кто не знает, что такое дистанционный урок, поясним: это когда ученик и учитель находятся далеко друг от друга, в разных зданиях, возможно, даже в разных городах, объяснение материала и проверка заданий идет через Интернет. Это обычные мамы обычных детей ругают своих отпрысков, что те безотрывно торчат у компьютера. А мамы детей-инвалидов знают: для их дочерей и сыновей дистанционное образование — наиболее приемлемая форма работы с педагогом.
Правда, ограничения по использованию компьютера у них есть. Дистанционные уроки у учеников начальных классов должны длиться не более 13 часов в неделю, в старших классах — не более 18 часов. Учителя лояльны: если ребенку трудно выдержать сорок минут урока, они разбивают его на два, давая возможность передохнуть, набраться сил.
При этом компьютерное оборудование, которое на время обучения получает ребенок-инвалид, и Интернет-трафик для выхода на связь с педагогом оплачивает республиканский бюджет.
Программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья действует в Мордовии с 2007 года. Такая форма образования доступна и в Саранске, и в районах республики. За это время более 80 педагогов приобщились к дистанционному обучению детей-инвалидов. Одни настолько прикипели к этой непростой, но благородной работе, что до сих пор ведут занятия с особыми школьниками. Другие, работая с полной самоотдачей, за год выгорают так, что не находят в себе сил оставаться в проекте.
Все учителя, участвующие в программе дистанционного образования, прошли курсы повышения квалификации — по работе с детьми-инвалидами и по дистанционному обучению. Наиболее активными участниками программы стали учитель физики Галина Борисовна Солдатова, учитель русского языка Елена Юрьевна Лисина, информатики Елена Владимировна Тумаева, музыки Геннадий Петрович Будаев. Есть и уникальный педагог — Анатолий Николаевич Горлышкин, сам незрячий, учит ребят музыке.
По сути, педагоги работают так же, как в школе. Сначала объясняют ученику материал, потом задают задания, которые ребенок выполнят самостоятельно. Только между школьником и учителем есть посредник — компьютер. Для проверки знаний используется платформа «I-школа». Она работает как электронный журнал. Но там можно не только выставлять оценки. Система фиксирует, в какое время заходил ученик и учитель, как долго они занимались. «Прогулять» не получится. Учитель проверяет, как выполнил ученик упражнения, оставляет свои замечания.
Многие ученики участвуют в онлайн-олимпиадах. Совсем недавно девятиклассник Вадим Тарюшкин из Саранска стал призером международной онлайн-олимпиады «Фоксфорд», набрав 83 балла из 100 возможных.
Для кого это?
Информация о дистанционном обучении поступает к родителям детей-инвалидов через районные отделы образования. Они сами выбирают, как будет учиться их школьник: в школе, на дому или дистанционно. Все зависит от диагноза, от того, насколько тяжело протекает заболевание.
— Диагнозы у наших учеников самые разные, — говорит начальник отдела дистанционного образования детей-инвалидов Центра мониторинга и оценки качества образования Светлана Абдуллаева. — Мы не принимаем только детей с нарушением интеллекта. Для них наши программы не подходят.
Подключиться к дистанционным учителям дети могут с любого класса и на любой срок. Родители выбирают для изучения через Интернет один предмет или несколько — хоть все школьные дисциплины. Дистанционно преподаются все предметы, кроме физкультуры и мордовских языков.
И обязательное условие — медицинская справка, подтверждающая, что работа на компьютере ребенку не противопоказана.
После школы — в вуз
В 2016 году дистанционное обучение завершили 18 учеников выпускных классов. 10 человек поступили в вузы. 6 человек учатся в техникумах, колледжах. И только двое прекратили обучение.
Среди выпускников предыдущих лет есть даже те, кто сейчас обучают в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Словом, инвалидность не становится препятствие на пути к знаниям.
«Никита хочет учиться»
Обучение по программе дистанционного обучения в Мордовии уже прошли более 250 школьников. Один из них — 15-летний Никита Макаров.
У Никиты — ДЦП, он не может писать, и даже воспользоваться компьютерной мышью для него – проблема. Зато он научился набирать символы с помощью специальной клавиатуры. Компьютерное оборудование ему предоставили по программе дистанционного обучения. Никита участвует в этой программе с первого класса.
Вообще он — ученик обычной саранской школы. Он и сам ходит на некоторые уроки, и учителя посещают его на дому. С дистанционными педагогами Никита в настоящее время изучает два предмета: биологию и информатику. Результаты хорошие. И сегодня у мамы нет сомнений относительно ближайшего будущего сына: Никита продолжает учебу в школе, он идет в 10-й класс, а после 11-го будет поступать в вуз.
— Мой сын в этом году заканчивает девятый класс. Ему предстоит сдавать экзамены. Для таких, как он, предусмотрен экзамен в щадящем режиме, — говорит Мария. — Он хочет учиться, стремится к знаниям. И когда у него получается, когда учителя хвалят его, это и ему самому придает уверенности, и меня как маму радует. Он охотно участвует в дистанционных олимпиадах, стал призером марафона по биологии. Жаль, что на олимпиады, которые проходят в школе, его не приглашают. Знаю немало мам, у которых дети с подобным диагнозом. Для наших детей дистанционное обучение – это спасение, возможность учиться на уровне здоровых детей. Никита – парень умный. Думаю, он хорошо подготовится к поступлению в вуз. Вот только сможет ли он там учиться, ведь до места учебы нужно еще добраться, там дистанционного обучения нет…
Татьяна НИКИТИНА
По материалам «Известия Мордовии» — http://izvmor.ru/