• Школьники Мордовии примут участие в международном исследовании PISA

    В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О проведении основного этапа исследования PISA-2022» от 17.12.2021 № 02-89 в апреле 2022 года   обучающиеся образовательных организаций Республики Мордовия примут участие международном исследовании PISA.

    Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности.

    В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

    Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.

    Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.

    Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

    Также в рамках каждого цикла вводятся дополнительные направления. Например, в 2012-ом проверялась финансовая грамотность, в 2015-ом году внимание уделялось решению проблем, в 2018-ом упор делался на глобальные компетенции.

    Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

    Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.

    Как проходит PISA: особенности проведения

    Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

    В структуру исследования входят:

    Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области.  На решение задач отводится два часа.

    Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.

    Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.

    Кроме того, дополнительно предусматриваются анкеты для родителей и вопросы по финансовой образованности для администрации. Ученики могут проходить тестирование и анкетирование последовательно или в разное время.

    Задания тестирования делятся на два типа:

    Стандарт. Это задания с описанием проблем и вопросами.

    Интерактив. Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.

    Формат каждого из заданий может предполагать выбор предлагаемых вариантов (одного верного или нескольких подходящих) или конкретный ответ с развёрнутым объяснением. Посмотреть примеры и опробовать свои силы в решении задач можно в Электронном банке заданий по оценке функциональной грамотности на платформе https://fg.resh.edu.ru,  а также по ссылкам http://skiv.instrao.ru ,  https://clck.ru/je3ig,  http://obrnadzor13.ru/pisa/

    Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2022 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

    Результаты проверки знаний школьников по каждому направлению делятся на шесть уровней, для которых предусматриваются минимальные количества баллов, то есть нижние границы. Баллы подсчитываются по ответам. И учащиеся, достигшие того или иного уровня, должны демонстрировать определённые навыки и умения, применимые не только в обучении, но и в реальной жизни.

    Что известно о PISA-2022

    В рамках PISA-2022, по официальным данным, будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном.

    Справочно:

    Среди лидеров  PISA 2018 года — Китай и Сингапур. Они лучше всех по читательской, естественно-научной и математической грамотности. В России же показатели ухудшились:

    читательская грамотность — 479, а в 2015 году — 495;

    математическая грамотность — 488, а в 2015-м — 494;

    естественно-научная — 478, в 2015-м — 487.

    За несколько лет наша страна в списке читательской грамотности сдала позиции, передвинувшись с 26-го пункта на 31-й. По математической грамотности — с 23-го на 30-й, отстав от лидеров: Китая, Макао, Гонконга, Сингапура, Тайваня и Японии. По естественно-научным дисциплинам тенденция та же: с 32-й строчки мы перешли на 33-ю. Ну а пальму первенства в этой области удерживают страны Юго-Восточной Азии и Эстония.

Комментарии закрыты.