• Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опросов студентов и россиян по вопросам образования в России

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опросов студентов и россиян по вопросам образования в России.

    О текущей форме выпускного экзамена — едином государственном экзамене (ЕГЭ) в той или иной степени информированы 90% россиян, причем значительная доля опрошенных (45%) осведомлены об экзамене из средств массовой информации. Проходили ЕГЭ лично 13%, сдавали дети 24% респондентов, ещё у 10% — готовятся в настоящее время к экзамену дети. Ничего не знают о ЕГЭ 8% россиян.

    Большая часть студентов и россиян, информированных о ЕГЭ, считают процесс проведения Единого государственного экзамена в той или иной степени прозрачным (63% и 56% соответственно). Стоит отметить, что родители детей, сдававших ЕГЭ (17%), а также студенты (20%), чаще, нежели респонденты, информированные об экзамене из СМИ (9%), дают оценку «очень прозрачный». Не прозрачной систему проведения ЕГЭ оценивают не более четверти опрошенных.

    Большинство россиян (61%), осведомленных о ЕГЭ не понаслышке (сдавали лично или сдавали дети), отметили, что результаты экзамена соответствовали школьным оценкам по предметам. Среди студентов, сдававших ЕГЭ, такую точку зрения выразили более половины (55%). О том, что результаты были хуже школьных оценок, сообщили 18% россиян, знающих о ЕГЭ по своему личному опыту, и 22% студентов. Еще 15% россиян, которые сталкивались с ЕГЭ, и 18% студентов указали, что результаты экзамена были лучше, чем оценки в школе.

    Примечательно, что россияне, владеющие информацией о ЕГЭ, недостаточно хорошо осведомлены о том, что тестовая часть (задания с выбором одного ответа) исключена из всех предметов ЕГЭ, кроме иностранных языков: хорошо знают об этом 8%, а кое-что слышали 33%. Более половины (58%) не владеют информацией. Среди студентов об этом знают 39%, и такая же доля (39%) информированы в общих чертах.

    Две трети опрошенных россиян (68%) в той или иной мере осведомлены о случаях лишения некоторых вузов государственной аккредитации: 11% — хорошо известно и 57% — кое-что слышали. Среди студентов знают о подобных случаях значительно большее число опрошенных – 90%. Поддерживают такие меры большинство участников опросов: 65% опрошенного населения и 76% студентов.

    Подавляющее большинство студентов (87%) отмечают, что качество образования в разных регионах России (если не принимать во внимание «престижные» столичные вузы) отличается: 39% респондентов указывают на значительные различия и 47% студентов — на небольшие расхождения. Каждый десятый опрошенный студент (11%) полагает, что уровень высшего образования по стране примерно одинаковый. Такое мнение выражают опрошенные, независимо от курса и региона обучения.

    Более трети россиян (38%) и половина опрошенных студентов (51%) полагают, что уровень коррупции в вузах сегодня средний. Высокой коррупцию считают около четверти наших сограждан (23%) и практически такая же доля студентов (27%). Каждый десятый россиянин (9%) и 12% учащихся вузов сообщают о низком уровне коррупции, а 4% и 3% респондентов соответственно указывают на ее отсутствие в высших учебных заведениях. Стоит обратить внимание, что более четверти россиян (26%) затруднились ответить на вопрос, так как не располагают информацией по данной теме.

    Половина опрошенных студентов (49%) считают, что за последние десять лет качество высшего образования в России улучшилось. Обратной точки зрения придерживается каждый пятый респондент (20%), и такая же доля (20%) отмечают, что качество образования не изменилось.

    (По материалам сайта http://www.wciom.ru).

    В нашем регионе вышеуказанные тезисы обсуждались в общеобразовательных организациях городского округа Саранск и муниципальных образований республики. В обсуждении приняли участие обучающиеся 10-11 классов, педагоги и руководители школ.

    По вопросу информированности о ЕГЭ все участники обсуждения ответили положительно. Учащиеся 10-х и 11-х классов знают по опыту ОГЭ, из общения с друзьями, которые сдавали ЕГЭ, из сети Интернет. Педагоги готовят школьников к экзамену, ежегодно участвуют в процедуре ЕГЭ в разных качествах: организаторы в аудиториях (и вне) ППЭ, руководители ППЭ, члены ПК.

    Большая часть  участников обсуждения (73%) считает экзамен прозрачным. Объективность и прозрачность – главные критерии сдачи ЕГЭ.

    О том, что тестовая часть исключена из всех предметов ЕГЭ, кроме иностранного языка не знает большинство учащихся 10-го класса. Учащиеся 11 класса и педагоги  осведомлены в полной мере о содержании КИМ ЕГЭ.

    По вопросу аккредитации ВУЗов  у обучающихся общие представления. Для них разница лишь в престижности специальности и города, в котором ВУЗ расположен. Педагоги в общих чертах осведомлены о том, что есть перечень организаций, лишенных лицензии на образовательную деятельность.

    Все опрошенные считают, что качество образования в разных регионах не слишком различается. Вопрос высшего образования лишь в престижности ВУЗа.

    Большая часть респондентов считают, что за последние десять лет качество высшего образования в России улучшилось. Педагоги объясняют повышение качества высшего образования: 1) уровнем подготовки молодых специалистов, которые сегодня приходят в школу; 2) тем, что некоторые выпускники, получив высшее образование в России, с успехом работают в иностранных корпорациях или за границей.

Комментарии закрыты.